Этические и социальные стороны трансплантации органов
27 февраля, 2013
Клиническая трансплантация органов была признана самым главным прорывом века в медицине, поскольку она является способом подарить жизнь пациентам с тяжелыми поражениями жизненно важных органов. Однако трансплантация органов подразумевает также наличие донора. Повысившийся в последнее время процент тяжелых заболеваний жизненно важных органов создал огромную пропасть в количестве требуемых донорских органов и предоставляемых, что спровоцировало возникновение длинных списков ожидания, а также увеличило количество смертей среди тех, кто так и не дождался подходящего органа для трансплантации. Все это вызвало огромное количество этических, моральных и социальных вопросов, касающихся снабжения клиник донорскими органами, в том числе от живых добровольных доноров. Кроме того, дефицит органов привел к тому, что в некоторых странах появился черный рынок органов.
Современные достижения иммунологии и генной инженерии, использование для трансплантации органов животных, ксенотрансплантация являются одним из способов решения проблемы дефицита донорских органов, однако они также вызывают множество этических вопросов, которые должны приниматься во внимание как социумом, так и медицинским персоналом клиник трансплантологии. Таким образом, основным вопросом, имеющим значительную этическую подоплеку, является огромный разрыв между количеством требуемых для спасения жизней пациентов органов и количеством имеющихся в наличии, в том числе от добровольных доноров.
Что касается аспектов социальных, то многие склоняются к тому, что повысить количество добровольных доноров может денежная компенсация за пожертвованный орган, а также последующая поддержка его и его семьи. Кроме того, считается, что решение этой проблемы будет более эффективным, если все, имеющие отношение к трансплантации, будь то донор или медперсонал, не будут гнаться за славой или большими деньгами, а учитывать в первую очередь нужды пациента. Также важным социальным аспектом является формирование такой точки зрения на проблему, при которой добровольный донор не будет считаться «существом с другой планеты», а поступок его – чем то из ряда вон выходящим.